Поль «Персики и груши», конец 1880-х

Принадлежащий Музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина натюрморт «Персики и груши» относится к концу 1880-х годов. Рассматривая его, вновь ощущаешь ту же внутреннюю напряженность, которой исполнены пейзажи художника. Здесь он сам себе задает урок, расставляет посуду, подкладывает мелкие монетки под фрукты, чтобы придать им разный наклон, выбирает точку зрения. Простой столик с выдвижным ящиком фигурирует в натюрмортах и в композициях с курильщиками десятки раз, но в каждой картине он служит площадкой для иного действа.

Предметы не напоминают о частной жизни художника, нет в них никаких ассоциаций (как было в ранней, подаренной Золя работе). Сила их и красота в сопоставлении простых форм и чистых цветов. В московском натюрморте струится волнами салфетка, смятая на столе, и, сопротивляясь ее движению, лежат тяжелые груши, слегка накренилась тарелка с персиками, а высокий молочник стоит устойчиво прямо, указуя своим носиком в левый верхний угол картины. Динамичность в натюрморте подчеркивает то, что на фоне его видна идущая под углом к краям столика нижняя часть стены с широкой синей полосой понизу. Пространство веером раскрывается слева направо, обтекая и обволакивая все предметы, создавая между ними некое напряженное поле. Легко заметить, что в картине отнюдь не соблюдаются правила прямой перспективы, совмещается несколько точек зрения — так откровенно этот прием в живописи до Сезанна не применялся. Стремился ли Сезанн быть реалистом и соблюсти особенности видения на близком расстоянии?.. Безусловно, ведь он хотел достичь «реализации» — адекватной передачи своего восприятия окружающего мира в живописи. Но едва ли картины художника обрели бы свое подлинное значение только благодаря интуитивно угаданной системе «перцептивной» перспективы. Понять цельную творческую самобытность Сезанна можно, лишь отрешившись от отдельных аналитических экскурсов в проблемы пространства, цвета и т.п. и рассматривая каждую его картину как некую реальность, созданную по аналогии с той реальностью, в которой мы живем, но все же существующую по своим законам.

Материал с сайта: impressionnisme.narod.ru/

Поделиться