Вермеер Ян «Астроном», «Географ», 1668 — 1669

Картины объединяет единый духовный настрой – это созерцательная, светлая атмосфера научного поиска, царящая в скромном кабинете ученого. Персонажи обеих картин похожи настолько, что кажется, будто написаны они с одного натурщика. Комната озарена ясным дневным светом, который скользит мягкими бликами по металлическим частям приборов и тонет, угасает в складках одежд. Ковровая ткань кажется осыпанной жемчугом – настолько осязаемы на ней застывшие частички дневного сияния. Географ, рассчитывая циркулем топографические дистанции, обратил задумчивый взгляд в окно, как бы обозревая пространства, отраженные на карте.

На стене изображение географической карты приметы того времени. Она символически расширяет пространство, распахивая его навстречу вольным морским ветрам. Карта на стене является важной деталью образа, она подчеркивает родственную связь живописи и картографии в познании законов природы и мироздания. Астроном, разглядывая зодиакальный глобус, сверяет с книгой соотношение созвездий. За его спиной на стене видно изображение Моисея, который, согласно библейскому сюжету, осудил астрологов-«звездочетов». С помощью этого приема художник противопоставляет новую, экспериментальную астрономию старым, псевдонаучным суевериям, подчеркивая при этом каждую бытовую деталь. Но он не просто поверхностно любуется данными предметами, а пытается явить зрителю их скрытые внутренние законы.

Эти картины Вермера, мудрые и чувственно убедительные в своем реалистическом мастерстве, являются гимном гармоническому единству науки и искусства, единству, порожденному общим источником – творчество.

Поделиться