Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Утренний натюрморт», 1918
Русский музей, Санкт-Петербург
Символизм
В первые послереволюционные годы Петров-Водкин часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности. Предметный мир его натюрмортов – именно мир, малый космос. Взятые с высокой точки зрения, в ясно обозримых пространственных отношениях, предметы активно взаимодействуют, общаются друг с другом на своем языке.
Так связаны они и в «Утреннем натюрморте»: фрагментарно изображенный стол служит ареной взаимодействия самых разнообразных предметов: стакан с чаем и яйца, коробок спичек и фонарик, граненый металлический чайник. Художник подчеркивает материальность, индивидуальность и пластическую завершенность форм, то острых и граненых, то мягких и округлых. Буквально осязаемо он передает фактуру – зеркальный блеск металла чайника, прозрачность стекла стакана, грани которого преломляют и повторяют отражение ложки, лежащей на блюдце; чуть шероховатую поверхность столешницы и фарфоровую матовость яичной скорлупы. Мир вещей как бы демонстрирует здесь богатство изобразительных возможностей: предметы можно видеть с разных сторон, сверху, сбоку и даже сзади, в отражении и преломлении, но тем самым они и образуют динамическое целое. В эту композицию введена еще и собака, позиция которой обозначает особую точку зрения – изнутри картинного пространства. В центре хоровода вещей – букет полевых цветов, своего рода символ высших возможностей формообразования, доступных только Природе. Большую роль в создании образа в натюрморте играет цвет. Легкий, чуть разбеленый, он рассчитан на ассоциации с прозрачностью раннего летнего утра – символического утра нового мира.