Василий Григорьевич Перов «Утопленница», 1867
Третьяковская Галерея, Москва
Реализм
Перов В. Г. написал свою картину «Утопленница» в 1867 году. Дабы показать людям их равнодушие на трагические обстоятельства и события, происходящие вокруг них самих, в повседневной жизни.
На картине мы видим раннее, туманное утро. Серый город в полумраке отражается в воде реки. На причале лежит бездыханное тело юной девы. Девушка, которая утонула в мутных водах реки, при непонятных обстоятельствах.
Молодая жизнь оборвалась в расцвете лет. Жалость и смятение вызывает ее безмолвный вид. Что могло случиться с молодой, черноволосой девушкой, почему она выбрала смерть? Почему предпочла утонуть, не жили жить и решать свои проблемы? Какие у такой молодой девушки могли быть проблемы — эти вопросы возникают сами собой. Ее окоченелое тело лежит на темном покрывале, ее лицо не прикрыто. На перилах висит черный платок. Видимо, это ее платок, и она его оставила, прежде чем, покончить со своей жизнью. Мост в виде креста. Черные птицы вдалеке, приближаясь, навивают жуть и холод смерти.
На все это смотрит мужчина в форме, По всей видимости, служитель закона, он спокойно сидит на старой лодке, курит свою трубку, и без капли сочувствия думает о чем — то о своем. Явно выраженно равнодушие на его лице, к этой бедной девушке, да и ко всему происходящему. Люди таких профессий, как правило, скупы на эмоции, они остаются хладнокровными в любой трагической ситуации. Они быстро привыкают к таким сценам и воспринимают все очень спокойно. И поэтому этот человек, так равнодушно смотрит на тело утонувшей девушки, как будто сквозь него. Погружённый в свои мысли и ожидая транспорта из морга.
Перов, будучи хорошим психологом, очень точно отразил на лице жандарма это чувство. Чувство равнодушия. Как бы это жутко ни звучало, девушка на картине написана, с натурщицы. С мертвой натурщицы, ее он нашел случайно в морге, когда — то он писал с нее другие свои работы. Для правдоподобности автор искал модель в морге. Он ни секунды не раздумывал, когда решил писать картину, именно с нее.
Художник своей картиной не хотел передать проблему общественной несправедливости, а попытался подчеркнуть внутренние духовные качества человека. И ему это удалось, он смог показать невежество, равнодушие, безнравственность в лице, спокойно сидящего жандарма. Перов смог подчеркнуть трагизм в сюжете картины, спокойную, водную гладь, как бы понимая ситуацию случившегося.
Главными героями в картине, помимо девушки и полицейского, играет тихая гладь воды. И это очень хорошо видно на картине. Но мертвой девушки отведена самая важная роль в этом сюжете, художник хотел показать мертвое тело живее всех живых, и ему это удалось. Очевидно, что девушка получила то, к чему стремилась. Она получила упокоение и свободу, от этого черствого и жестокого мира.