Жак Луи Давид «Портрет Лавуазье с женой», 1788

Метрополитен музей, Нью-Йорк

Неоклассицизм

Портрет Лавуазье с женой считается не только одним из лучших произведений Давида, но и начальной ступенью в развитии портретной живописи XVIII в. Европа второй половины XVIII в. пережила существенные политические, экономические и социальные преобразования, начало которым было положено в Англии и во Франции. Новые заказчики больше не признавали формы парадного светского портрета, бывшего достоянием аристократии, высшего духовенста и высокопоставленной буржуазии, а хотели быть запечатленными в максимально реалистичной манере. Не были чужды этому новому подходу как революционные просветительские теории, так и идеи английских эмпириков (еще до прихода эпохи просветительства), которые в центр внимания ставили личность, способную внушать уважение благодаря своим способностям, независимо от рангов и привилегий. Таким образом, портрет стал выразителем определенных позиций и становился доступен любому человеку, утвердившемуся в обществе.

Лавуазье — ученый-химик, известный своими исследованиями, касающимися кислорода, пороха и химического состава воды. Давид сообщает почти домашнюю приветливость образу ученого, сидящего за столом в окружении рабочих приборов. Рядом стоит его жена. Лежащая перед Лавуазье рукопись — вероятно, его «Трактат по элементарно химии», опубликованный год спустя после написания портрета.

Поделиться