Илья Ефимович Репин «Портрет Антона Григорьевича Рубенштейна», 1909-1915

Самарский художественный музей

Импрессионизм

Илья Ефимович Репин очень любил музыку и создал образы многих известных музыкантов. Портрет своего друга — знаменитого композитора и дирижера А. Г. Рубинштейна — автор писал после его смерти.

Антон Григорьевич Рубенштейн (1829-1894) — выдающийся музыкальный деятель, основатель Русского музыкального общества и первой русской консерватории в Петербурге, он был ее директором и профессором. Рубенштейн обладал значительным композиторским дарованием, проявившимся в самых разнообразных жанрах. Антон Григорьевич признан величайшим пианистом, положившим начало мировой славе русского пианистического искусства.

В отличие от двух более ранних картин, где композитор изображен Репиным за дирижерским пультом на нейтральном фоне, по пояс, новая композиция отличалась парадностью, торжественностью, монументальностью. Фигура дирижера показана в полный рост на фоне парадного Петербургского концертного зала с колоннами, заполненного зрителями.

Картина представляет интерес как позднее произведения мастера, активно использующего в своем творчестве достижения современной живописи. Репин по-импрессионистически высветляет краски, смягчает контуры, передает свечение толщи воздуха. Эффект парадности усилен за счет низкой точки зрения и подчеркнутой торжественности золотисто-красного колорита.

1914 год был юбилейным для Репина, художнику исполнилось 70 лет. Именно в тот период купеческая семья Шихобаловых из Самары познакомились с ним и договорились о приобретении двух центральных картин года. Этими работами были «Бельгийский король Альберт» и «Портрет дирижера и композитора А. Г. Рубенштейна». Репин завершал их в 1915 году.

Картины несколько лет украшали залы особняка Шихобаловых в Самаре. В апреле 1918-го вся коллекция вместе с картинами Репина была передана в Самарский городской музей. Ныне они являются основой постоянной экспозиции Самарского художественного музея.

Поделиться