Сандро Боттичелли «Алтарь Сан Марко», около 1480

Галерея Уффици, Флоренция

Возрождение

Гильдия флорентийских ювелиров около 1480 г. заказала Боттичелли расписать алтарь для своей церкви Сан Марко, посвященной покровителю гильдии св. Элигию. Этот святой в облачении епископа, с посохом в руках, стоит справа в группе из четырех святых; он смотрит прямо на зрителей, и его правая рука поднята в жесте благословения. Напротив св. Иоанн Богослов энергичным жестом указывает на сцену, происходящую у него над головой, держа в другой руке небольшую тетрадь с чистыми страницами, в которую он готов записать свое пророчество о женщине, коронованной звездами, предсказывающее коронование Девы Марии.

Позади них стоят два Отца Церкви: св. Августин, также в епископском облачении, пишущий свою книгу, и св. Иероним в рясе кардинала, пристально глядящий вверх с выражением изумления. Окруженная херувимами и серафимами, а также танцующими ангелами, которые осыпают ее розами, Дева Мария коронуется Богом-Отцом, увенчанным трехъярусной папской митрой. Золотые лучи Небес — указание на цеховую принадлежность золотых дел мастеров, заказчиков Боттичелли.

СВ. ЭЛИГИЙ. Элигий (ок. 588-660 гг. н. э.), святой покровитель кузнецов и ювелиров, учился на монетном дворе в Лиможе и стал искусным гравером. Он основал мужской монастырь в Солиньяке и женский — в Париже. В 641 г. стал епископом Нойона и Турне. Его атрибуты — наковальня или клещи, которыми он якобы схватил дьявола за нос, когда лукавый явился к нему в мастерскую под видом молодой женщины. Скульптурная группа из четырех христианских мучеников Нанни ди Банко примерно в 1411 г. в принадлежащей кузнецам нише внешнего декора церкви Орсанмикеле во Флоренции изображает Элигия как епископа. Рельеф под этой скульптурой пересказывает легенду о том, как он отпилил лошади ноги, чтобы их было удобнее подковать. Закончив работу, он чудесным образом возвратил ноги телу лошади.

Поделиться