Фернан Кнопф «Портрет Жанны Кефер», 1885

Музей Гетти, Лос-Анджелес

Символизм

Жанна Кефер, родившаяся 14 декабря 1880 года, была дочерью пианиста и дирижёра Гюстава Кефера, с которым Фернана Кнопфа связывали дружеские отношения. Картину предполагалось представить публике в Брюсселе на салоне «Общества ХХ» (Les XX) 1885 года, но Кнопф не успел её дописать, так что её показ состоялся на следующем салоне «Общества ХХ», в 1886 году. Через год после этого картина была на выставке независимого искусства (L’Art Indépendant) в Антверпене, а затем участвовала в выставках в других городах Европы — Лондоне (1892), Флоренции (1896—1897) и Мюнхене (1898). Картина была хорошо встречена критиками, которые отмечали высокое мастерство художника.

После создания картина принадлежала Гюставу Кеферу, а затем Хьюго Энглу из Парижа. К 1957 году картина уже была в Швеции, в стокгольмской галерее Раппс. К 1987 году картина была в частной коллекции в Швеции, и она оставалась в частном владении до 1997 года, когда она была куплена музеем Гетти на аукционе Christie’s в Лондоне.

Жанна Кефер изображена стоящей на крыльце у закрытой двери. Она смотрит прямо на зрителя. Её маленький рост (по сравнению с дверью) символизирует беззащитность ребёнка по отношению к внешнему миру. Это подчёркивается композицией картины — в частности, наклоном линии дверей относительно нижнего края холста.

Исследователи творчества Кнопфа полагают, что на его стиль того времени оказало определённое влияние творчество английского художника Джеймса Уистлера, который некоторое время работал в Брюсселе и принимал участие в первой выставке «Общества ХХ», состоявшейся в 1884 году.

Поделиться