Владимир Егорович Маковский «Молебен на Пасху», 1888

Серпуховский историко-художественный музей, Серпухов

Реализм

Картина «Молебен на Пасху» или «Молебен на Святой неделе»писалась в 1887-1888 годах. Для образа священника Маковскому в Москве позировал композитор Танеев. А вот собравшиеся на молебен крестьяне писались с натуры, в имении Масловых, друзей живописца, на Орловщине.

Для крестьянской семьи, такой молебен в то время был особым благословением на весенний сев: недаром на картине древка хоругвей опускаются в вёдра с семенным зерном. Для служителей церкви молебен — источник традиционных, продуктовых и денежных, сборов, дававших семьям духовенства, поддержку на целые полгода. Непременными участниками этой же процессии были и церковные нищие, а также и благочестивые добровольцы из прихожан. Последних звали «ходовые», «обетники» или «богоносцы», поскольку участие в приходском Крестном ходе на Пасху — называлось в народе «Бога нести» или «ходить под Богом». Исполнение этой обязанности крестьяне признавали духовной заслугою.

В картине мы видим радость от воскрешения Творца, одарившего художника щедрыми дарами. Ведь Маковский был художник-бытописатель, художник-рассказчик, художник-мыслитель, художник-психолог. «Первый московский художник», как нарёк его замечательный критик В. Стасов. «Первый», то есть передовой, лучший. Как нельзя лучше Маковский сумел распределить и дарованные ему богатства – передал ученикам, представил нам, зрителям. И светлая работа «Молебен на Пасху», отражающая радость Великого праздника, — лишь один, но хороший пример подлинного богатства великого художника.

Поделиться