Ян Брейгель Старший «Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде»
Частная коллекция
Фламандская живопись
Специальную разновидность фламандского и голландского натюрморта XVII века представляют гирлянды из всевозможных цветов и фруктов, обрамляющие так называемые «картины в картине», которые являются изображениями Богоматери с младенцем, Страстей Христа, различных святых и мучеников, евхаристических символов, а в протестантских регионах — пейзажей и портретов лиц, хорошо известных современникам. Во фламандской живописи их популярность в значительной степени была обусловлена необходимостью создания выразительных художественных образов, являющихся объектами религиозного благоговения, что стало особенно актуальным в католической пропаганде после постановлений Тридентского собора 1566 года.
Написанные с величайшей тщательностью гирлянды цветов вокруг воображаемого живописного, мраморного или керамического рельефа с изображением Мадонны, Христа или святых имитировали реальные живые цветы, которыми украшали молельные образа в дни религиозных праздников.
Своими корнями они восходят к популярным начиная с XV столетия в живописи и печатной графике композициям «Madonna im Rosenkranz» — образам Богоматери с младенцем Христом на руках в венке из роз, символизировавших искупительную жертвенность Спасителя. Однако особенное распространение живописные изображения цветочных гирлянд, окружающих Мадонну с младенцем, приобрели в творчестве прославленного фламандского живописца Яна Брейгеля Старшего («Бархатного»).
Работа выполнена совместно с Хансом Роттенхаммером.