Анри » Ивонна Ландсберг», 1916

Стоит нам только услышать «Анри Матисс», как в сознании возникает нечто яркое, праздничное: причудливые восточные орнаменты, насыщенные цвета – синий, красный, оранжевый… И никакого «психологизма», никакого копания во внутреннем мире человека, что вообще не свойственно французским художникам – импрессионистам и постимпрессионистам. Они творили свои чудеса из света, воздуха, солнца… и старались избегать черного, серого. Всего, что связано с тенями и мраком. Но, увы, жизнь каждого человека, а особенно человека творческого, без этих красок и теней не обходится.

Весной 1914 года атмосфера в Европе накалилась. Англия, Франция, Германия и Австро-Венгрия еще сохраняли дипломатические и прочие формы цивилизованных отношений, но все дышало войной. Поэт, художник, композитор – это как бы барометры катаклизмов, изменений, происходящих в мире. «Трещина мира проходит через сердце поэта» – так писал Генрих Гейне.
Это же чувствовал и Анри Матисс. Вообще он тревожной этой весной старается как бы изменить самому себе, сближается с кубистами – Глезом, Метценже, Северни. Какой-то надлом происходит в его сознании, внутреннем мире. Что-то меняется. Он вешает на стене мастерской репродукцию «Мертвого Христа» Андреа Мантеньи, увлекается сложной и мрачноватой философией Анри Бергсона.

В это же время и был написан представленный портрет Ивонны.

Поделиться