Академизм

Академизм — направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.

Для представителей академизма характерно догматическое следование авторитетам, канонам, классическим образцам, которые веками признавались идеальными и непревзойденными. Из истории искусства мы помним о напряженной борьбе молодых художников-импрессионистов с академической традицией в живописи Франции второй половины XIX века, симпатии всегда вызывали художники – новаторы, восставшие против устаревших канонов. Но формированию этих канонов мировая живопись обязана блестящим художественным центрам и учебным заведениям: Болонской «Академии вступивших на правильный путь», основанной в 1585 году, «Королевской академии живописи и скульптуры», возникшей во Франции в 1648 году и «Академии трех знатнейших художеств», основанной в России в 1757 году. Таким образом, каноны академизма были сформированы в XVI-XVII веках и основой для их формирования были лучшие образцы античного и ренессансного искусства.

Сам термин «академизм» имеет античные корни. Akademia – так называли основанную в IV веке до нашей эры древнегреческим философом Платоном философскую школу, которая получила такое название от находящейся возле Афин священной рощи, там покоились останки знаменитого древнегреческого героя Академа. Для многих поколений живописным воплощением идеи античной академии будет служить фреска Рафаэля «Академия Платона».

Формирование европейских художественных академий в XV – XVI веках было связано с необходимостью специальной высокопрофессиональной подготовки архитекторов, живописцев, скульпторов. Они должны были не только хорошо знать свое ремесло, но и быть высоко образованными людьми со знанием античной мифологии, тонкостей композиции и религиозной символики. Для изображения обнаженного тела были необходимы знания анатомии, для создания архитектурных сооружений – перспективы и геометрии. Эти знания давала Витрувианская академия в Риме, организованная Вазари во Флоренции «Академия рисунка». Само название «Академия» подчеркивало связь искусства того времени с античным искусством, преемственность и неразрывную связь традиций. Но академики отбирали выборочно те качества античного искусства и искусства Ренессанса, которые они сами считали наилучшими. Отсюда и эклектичность академизма.

Самую негативную черту академизма очень точно сформулировал поэт и художник Максимилиан Волошин, он писал, что образцы античного искусства заслонили для художников-академистов живую природу, теоретическое знание для них было важнее, чем непосредственный опыт общения с миром. «Типичное и характерное стало заменяться схематичным. Возрождение забыло, что греческие скульпторы, по которым оно изучало анатомию, сами никогда теоретически анатомии не изучали, а все основывали на зрительном опыте».

Впрочем, нельзя отрицать, что для художников-академистов характерно высокое техническое мастерство. Академизм дал мировой живописи таких прекрасных художников, как Жан Энгр, Уильям Бугро, Поль Деларош, Александр Кабанель, Федор Бруни, Карл Брюллов, Александр Иванов.

1. Жан Огюст Доминик Энгр «Большая одалиска», 1814
Лувр, Париж

2. Поль Деларош «Портрет Генриетты Зонтаг», 1831
Эрмитаж, Санкт-Петербург

3. Александр Кабанель «Клеопатра испытывает яд на узниках», 1887

4. Уильям Бугро «Рождение Венеры», 1879
Музей Орсе, Париж

5. Федор Бруни «Медный змий», 1841
Русский музей, Санкт-Петербург

6. Карл Брюллов «Всадница», 1832
Третьяковская галерея, Москва

7. Александр Иванов «Явление Христа народу», 1837—1857
Третьяковская галерея, Москва

Поделиться