Виктор Михайлович Васнецов «Единородный сын Слово Божие», 1885 – 1886

Третьяковская галерея, Москва

Символизм

Первоначально автор изобразил задуманный сюжет в виде эскиза, а уже после перенёс его на стены Владимирского собора. Отличительной чертой всего творчества религиозной тематики Васнецова является отражение помимо канонических церковных идей ещё и дополнительных. Так, работа «Единородный Сын Слово Божие» посвящена свободе.

В центре расположена фигура Иисуса Христа, изображённого в виде юноши. Его белое одеяние акцентирует внимание на его божественной сущности. С его неокрепшим телом резко контрастирует серьезность выражения его лица, его одухотворенность. Он знает о возложенной на него ответственной миссии, и при этом готов принять свою судьбу.

Заметно, что несмотря на разные предметы в руках Христа, положение его правой и левой частей тела симметрично, — это создает эффект спокойствия. Своё видение момента Васнецов передал в том, что в отличие от канонической живописи, глаза смотрят не прямо. Вокруг фигуры основного персонажа витают в облаках звери, птицы и небесные Ангелы. Все они смотрят на Спасителя с любовью, в их глазах отражается надежда. Головы всех фигур увенчаны нимбами.

Вся картина проникнута идеей победы Господа над смертью. Идя за Иисусом, каждый может спокойно принять неизбежность грядущей смерти. Картина написана в голубо-белых тонах, цветах надежды и одухотворенности. В целом задний фон слабо проработан, в результате чего создаётся эффект плоскостности изображения, который был характерен для древнерусской живописи, именно его пытался своей росписью воссоздать Васнецов.

Поделиться