Поль Сезанн «Натюрморт с драпировкой и кувшином»,1899

Эрмитаж, Санкт-Петербург

Импрессионизм

Этот натюрморт входит в серию, состоящую из шести работ: на каждом полотне здесь изображены одни и те же предметы. Сезанн демонстрирует удивительное мастерство в передаче световых эффектов, способных изменить до неузнаваемости самые обычные вещи.

Задний план картины разделяется краем занавески; предметы симметрично расположены вокруг кувшина. Мастер умышленно допустил искажения перспективы: стол и стоящее в его центре блюдо выглядят опрокинутыми и выгнутыми. Так Сезанн отыскал связь трехмерного мира с плоскостью живописного полотна. Этот прием оказал огромное влияние на художников новейшего времени.

Немало времени прошло с момента создания карандашного наброска до завершения работы. Сезанн использовал весь арсенал живописной техники. Так, растирая пальцами краску, он придал поверхности фруктов шершавую фактуру, а для создания эффекта патины художник несколько раз покрывал холст белой краской, а затем стирал ее.

Чрезвычайно требовательный к себе, Сезанн в то же время требует внимания и полной сосредоточенности от зрителя своих живописных полотен.

«Почему две краски, расположенные рядом, поют? Может ли кто-то объяснить это? Нет. Поэтому никто никогда не сможет научить рисовать» (Пабло Пикассо).

Поделиться