Поль Гоген «Больше никогда», 1897

Институт искусства Курто, Лондон

Постимпрессионизм

Картина представляет собой вариацию на тему «лежащая обнажённая»: нагая таитянская девушка лежит на богатой постели и, кажется, напряжённо прислушивается к чему-то. На заднем плане виднеется дверной проём, в нём — двое разговаривающих людей; в верхнем левом углу картины — надпись «Nevermore», подпись художника, а рядом — чёрная птица, вызывающая в памяти стихотворение Эдгара По «Ворон»:

«…Прочь — из сердца клюв, и с двери — прочь виденье навсегда!»
Ворон: «Больше никогда!»

Выдержанная в неестественной, сумрачной цветовой гамме, картина навевает скорее тревогу, нежели сладострастие. Женщина, лежащая на постели, выглядит встревоженной; она смотрит не то на ворона, не то на беседующих в соседней комнате. Стиль письма — густые мазки, яркие, выразительные цвета, — словно предвосхищает творчество экспрессионистов.

Рентгенограмма показала, что «Nevermore» была написана поверх другой картины.

Поделиться