Джеймс Эббот Макнил Уистлер «Каприз в пурпурном и золотом», 1864

Галерея Фрира, Вашингтон

Эстетизм

Японские эстампы предложили альтернативу как эллинизму школ изящных искусств, так и сентиментально-пародийному средневековью прерафаэлитов. Они ускорили приход современного визуального искусства. Рассмотрим в качестве примера «Каприз в пурпурном и золотом» Джеймса Уистлера, созданный в 1864 году. Уистлер придаёт своей модели позу с «образов изменчивого мира», усаживая натурщицу посреди множества предметов жапонезри (эстампы, дополненные ширмой и кимоно), используя скупую палитру школы Киото. Однако настоящий сюрприз картины заключается в смене точки зрения. Она не находится на уровне мольберта, а перемещается ближе к полу – ножки складного стула на картине движутся лёгким шагом под углом, с трудом вообразимым ранее в западной живописи.

Поделиться