Исаак Левитан «Вечер. Золотой Плёс», 1889

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Реализм

В пейзаже «Вечер. Золотой плес» Левитан улавливает ту минуту, когда отсветы заходящего солнца золотом окрасили небо и тихую гладь реки. Ощущается недолговечность красоты, и потому она чувствуется еще острее. Крутой спуск к Волге и дали воспринимаются Левитаном как часть прекрасного мира, где светлы краски, покойна природа. Зелень ближнего берега, виднеющаяся церковь, дома – это та реальная, повседневная среда, где проходит жизнь человека; здесь и холоднее краски, и четче силуэты. А на втором плане-подернутый дымкой далекий берег, золотистая река, будто опрокинутое в воду золотое небо, как мечта, как иной, волшебный, мир, располагающий к раздумью и вселяющий надежду.

Плес – маленький заштатный городок на берегу Волги, где Левитан работал на протяжении трех лет (1888-1890). Здесь Левитан впервые нашел те мотивы и сюжеты, которые впоследствии увековечили его имя, а, заодно, и имя Плеса. Золотой Плес – один из шедевров, созданных Левитаном в это время. С поразительной чуткостью переданы в этом полотне ощущение умиротворенной тишины, мягкое сияние предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над спящей рекой… Все наполнено драгоценным чувством целостности и красоты бытия, и, кажется, что сейчас ударит колокол, и полотно задрожит в такт его ударам. Часть белого каменного дома с красной крышей некоторое время снимал Левитан.

Поделиться