Николай Сапунов «Цветы и фарфор», 1912

Русский музей, Санкт-Петербург

В последние два года жизни Сапунов создает серию прекрасных таинственных «синих натюрмортов», которые обладают особой притягательной силой и глубиной эмоционального воздействия. В них создан образ возвышенного идеального бытия, в котором находила успокоение раздвоенная, мятущаяся, больная душа художника. Он достиг такого совершенства и эмоциональной насыщенности в передаче синего цвета, в котором воплотились чувство „сокровенной тайны“, ощущение прикосновения к „стихии чуждой, запредельной“. В натюрморте запечатлен застывший мир вещей, живущих по своим законам, все в нем словно соперничает с природой и естественной гармонией. Расположенный на столе, натюрморт, как будто не имеет точки опоры. Красота, воспарившая над суетой и действительностью, может в любой момент исчезнуть – в этом отразился один из постулатов философии символизма. Известный художественный критик А. Эфрос отмечал, что живопись Сапунова в этих произведениях «стала свидетельствовать о таком надломе жизнеощущения, что нельзя отделаться от впечатления, будто художник, торопливой кистью нанося на картину образы, стонал под тяжестью своих переживаний».

Поделиться