Анри Матисс «Роскошь, покой и наслаждение», 1904

Музей Орсе, Париж

Пуантилизм

Раннее полотно Матисса «Роскошь, покой и наслаждение» является знаковым для всего последующего творчества автора. Здесь виден поиск стиля, эксперименты в технике, а также смелое использование цветовой палитры, которая приведёт к возникновению фовизма, как течения в живописи.

Название полотна отсылает нас к известному стихотворению Бодлера, а технические особенности написания заставляют припомнить Синьяка с его пуантилизмом. И действительно, в 1804 году 34-летний Матисс отправляется в летнюю поездку к морю вместе с Полем Синьяком.

Восхищённый живописной природой, Матисс пишет полотно, изображающее морской берег с вальяжными купальщицами. Позы героинь напоминают некоторым образом классические примеры на данный сюжет, однако, цветовое решение придаёт фигурам и динамику, и напряжённость.

Зрителю, невольно хочется сравнить это работу с выдающимися произведениями, написанными в стилистике пуантилизма, например, того же Синьяка, однако, делать этого не нужно. Несмотря на очень короткие, почти точечные мазки, Матисс не прорабатывал картину как пуантилисты, заботясь, чтобы крохотные локальные точки в глазах зрителя сливались в цветовую палитру. Скорее, автор здесь экспериментировал, пробовал на вкус манеру дивизионизма, создав при этом работу с активным пространством, где краски, кажется, постоянно перемещаются по полотну.

Примечательным является скатерть, разостланная на песке, в левом нижнем углу картины – этот элемент Матисс позаимствовал из скандальной картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Остальную композицию автор придумал сам, без цитат и сторонних лейтмотивов.

Работа, представленная в Салоне Независимых, понравилась публике, а первым владельцем стал Синьяк, который с радостью украсил полотном свой дом в Сан-Тропе.

Поделиться