Ян «Портрет молодой девушки», 1665–1667

музей Метрополитен, Нью-Йорк

Девушка изображена как имеющая достаточно невзрачное широко разряженное плоское лицо с маленьким носом и тонкими губами. Явный недостаток идеальной красоты привёл к мнению, что эта работа была сделана на продажу, хотя, возможно, девушка на картине могла быть дочерью самого художника. Художник по всей вероятности использовал в качестве модели реальную девушку, но, как и с картиной «Девушка с жемчужной серёжкой», не создавал её в виде обычного портрета, а в виде трони (нид. «висаж» («облик») или «выражение») — это тип голландской живописи XVII века, где в картинах высоко оценивались «необычные костюмы, интригующие лица, суггестия личности, показ артистических навыков». Картина заставляет зрителя задуматься о мыслях и чувствах девушки или о её персоне, которые почти типичны для многих картин Яна Вермеера.

Картины «Девушка с жемчужной серёжкой» и «Портрет молодой девушки» необычны для Вермеера, так как в них отсутствует богатство второго плана, вместо этого девушки изображены на глубоком чёрном фоне. Этот изолирующий эффект усиливает их уязвимость и кажущееся желание вызвать доверие у зрителя. В 1994 году историк Эдвард Сноу написал, что «Портрет молодой девушки» передаёт «стремление к красоте и совершенству в любимом понимании того, что испорчено».

Поделиться