Джорджоне «Портрет молодого человека», ок. 1510

Музей изобразительных искусств, Будапешт

Возрождение

Это изображение нетипично для портрета эпохи Ренессанса: взгляд модели на портретах той эпохи обычно направлен прямо, рождая ощущение контакта со зрителем. Молодой человек смотрит в сторону, это создаёт особую, меланхоличную атмосферу и взаимодействие не на рациональном, а эмоциональном уровне. В этом произведении удачно соединились индивидуальные черты с образом идеального человека Возрождения.

Смягчённые очертания контуров свидетельствуют о том, что Джорджоне был знаком с приёмом сфумато, разработанным Леонардо да Винчи.

Исследование картины в рентгеновских лучах показало, что первоначально юноша смотрел на пейзаж, служащий фоном картины.

Долгое время из-за надписи на парапете (историки искусства отмечают, что она появилась позже) полотно считалось портретом поэта Антонио Броккардо. Изображение шляпы с инициалом V породило гипотезу, что это портрет некоего Витторио Капелло (ит. cappella — шляпа). Некоторые исследователи сомневаются в авторстве Джорджоне, приписывая портрет руке одного из последователей венецианского мастера.

Поделиться