Гюстав Кайботт «Портрет мадам X», 1878

Музей Фабра, Монпелье

Импрессионизм

Представив для четвертого Салона Независимых, состоявшегося в 1879 году, несколько своих работ, Кайботт вызвал наибольшее возмущение общественности. Манера его письма, известного своей реалистичностью по «Паркетчикам», полностью или частично изменилась. Влияние постимпрессионистов, с работами которых Кайботт успел познакомиться, сказалось на дальнейшем творчестве художника, в том числе и на данной работе. Изображенная на портрете женщина сидит на стуле, за ее спиной виднеется портрет господина Р, написанный Кайботтом годом ранее. Возможно, на картине изображен супруг женщины, отсутствующей по какой-то неизвестной нам причине. Связь между ними неизвестна, однако необычное соседство на одной картине было сделано явно намеренно. Обе фигуры занимают одинаковое пространство на холсте, они равноправны, и лишь передний план с сидящей женщиной указывает на название картины. Выполненная пастелью с доминирующей палитрой голубых оттенков, картина передает ощущение грусти и одиночества. Кинематографичный прием с двойным портретом-отражением и узкими рамками холста, не вмещающими всю сцену, придают сюжету интригу и загадочность.

Поделиться