Пабло «Портрет Хайме Сабартеса», 1901

«Пикассо написал меня таким, каким увидел в кафе. Холст стоял лицом к стене, когда я приехал. Ставя его на мольберт, я был поражён, увидев себя таким, каким он поймал меня в какое-то мимолетное мгновение моей разнообразной жизни. Я смотрю, пристально смотрю на холст и объясняю себе то, чем я внушил беспокойство моему другу: это спектр моего одиночества, видимый снаружи, мой взгляд растворяется по тьме, которую я не могу пронзить, моя мысль ускользает; мысль и взгляд соединяются в пустоте, чтобы потеряться там, потому, что мой взгляд — взгляд близорукого человека, и мысль моя не может этого преодолеть…
Это полотно написанное в начале голубого периода, некоторое время находилось в мастерской на улице Клиши, затем переходило из рук в руки, чтобы в конце концов остаться у Щукина; часто репродуцируемое, оно иногда называется „Le bock“ („Кружка пива“)… Я, не любящий видеть себя ни в зеркале, ни на фотографии, люблю смотреть на этот портрет…Это первый из моих портретов в технике масляной живописи», — Х.Сабартес.

Портрет, написанный в начале голубого периода, колористически еще сохраняет связь с предшествующим: кроме господствующих холодных сине-голубых тонов, в картине местами просвечивает тёплый красноватый подмалевок, от которого художник откажется в более поздних «голубых произведениях». Техника письма значительно пастознее, чем в последующих работах голубого периода.

Рентгенологическое исследование показало, что Пикассо использовал для работы над портретом один из своих старых холстов с изображением сидящего ребенка.

Поделиться