Валентин Александрович Серов «Портрет С.М.Драгомировой», 1889

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Реализм

C Софьей Драгомировой Серов познакомился в мастерской Репина, о чем она писала И. Грабарю: «Помню, что приехав однажды в октябре 1889 г. на сеанс к Репину … я застала там неизвестного господина, с которым меня познакомил Репин. Побродив вокруг меня и посмотрев на меня исподлобья, он сказал что-то Репину. Последний обратился ко мне и попросил разрешения Серову тоже писать с меня портрет. Он работал над ним все время, пока оставался в Петербурге. … Валентин Александрович уехал в Москву, не докончив моего портрета, и передавая его мне, Репин сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица. Думаю их легко узнать, но, насколько помню, им была дописана только рубаха».

Когда молодой Валентин Александрович Серов писал этот портрет, он уже был автором прославивших его «Девочки с персиками» и «Девушки, освещенной солнцем». Глубокий психологизм и одухотворенность образа, свежесть красок, гармония цветовых сочетаний, изысканность живописи характеризуют и портрет Софьи Михайловны Драгомировой, дочери командующего войсками Киевского военного округа генерала М.И. Драгомирова. Восемнадцатилетнюю девушку одновременно в мастерской И.Е. Репина в Санкт-Петербурге писали два великих художника – сам Репин и его талантливейший ученик Серов. Работа последнего послужила причиной размолвки между ними, правда не имевшей серьезных последствий.

Серов уехал в Москву, немного не закончив портрет. Репин, передавая его работу Драгомировой, чтобы придать законченный вид, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица». Это вмешательство возмутило Серова, и он направил учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения.

В доме Драгомировых оба портрета – и серовский, и репинский) – висели рядом. В начале 1890-х годов гости генеральского дома первым делом просили показать портрет кисти знаменитого Репина, который приводил их в восторг. По серовскому же портрету скользили равнодушным взглядом и только из вежливости интересовались именем автора. Прошло время, и посетители гостеприимного дома спрашивали уже: «Правда ли, что у вас имеется прекрасный портрет Софьи Михайловны работы Серова?» И только потом обращали внимание на второй портрет: «А это чья работа?

Портрет Серова долгое время находился в собрании Драгомировых в Санкт-Петербурге и Киеве, затем перешел в собственность подруги Софьи Михайловны З.В. Ратьковой-Рожновой. Впоследствии он попал в Государственную Третьяковскую галерею, откуда в 1927 году Отделом по делам музеев Главнауки Наркомпроса РСФСР был передан казанскому музею. Репинский портрет Драгомировой находится в Государственном Русском музее.

Поделиться