Исаак Ильич Левитан «Осень», 1887

Реализм, пейзаж

Осенние пейзажи Левитана богаты настоящими человеческими чувствами: это и радость от того, что на смену летнему зною пришла долгожданная прохлада, и восхищение пестрым убранством природы, и наряду с этим глубокая печаль, которой пропитаны последние ноябрьские дни. Серые тона преобладают в картине с коротким названием «Осень». Дрожащие на ветру деревья, тоскливая гладь реки, затянутое густыми облаками небо – природа словно замерла в ожидании холодов.

Уныние, которое исходит от простого, на первый взгляд, пейзажа, не случайно. Картина «Осень» была написана в 1987 году, когда живописец тяжело заболел. Противостоять серьезному недугу Левитану помогало творчество. Снова и снова рассматривая это произведение искусства, можно заметить следы внутренней борьбы. На фоне голых, почти прозрачных деревьев изображена зеленая ветвь – символ надежды и веры в то, что однажды придет весна, что жизнь несмотря ни на что будет продолжаться. А над лесом, на горизонте виднеется светлая полоса – это воплощение прекрасной мечты о теплых солнечных лучах, способных согреть человеческую душу.

Противоречивость чувств, одолевавших Левитана в моменты написания картины, наиболее ярко выражена в изображении неба и реки. Осеннее небо состоит из полутонов и плавных переходов от одного оттенка к другому. А его отражение в реке можно условно разделить на две части: серо-голубую и молочно-белую. Причем светлая часть кажется спрятанной за многочисленными стволами призрачных деревьев. И все же художнику в очередной раз удалось победить беспокоившую его болезнь, побороть в своем сердце уныние. В том же году им была написана картина «Весна. Большая вода». Пропитанная духом оптимизма, она стала настоящим антиподом «Осени». Но именно в осеннем пейзаже Левитана можно услышать звуки протяжной песни любви к родной земле.

Поделиться