Илья Ефимович Репин «Нищая из Веля», 1874

Художественный музей, Иркутск

Реализм

Картина пронзительно правдива, без экзальтации, без обличения и, казалось бы, без личного отношения автора картины к происходящему. Она брела как всегда просить милостыню, ее остановил человек и сказал, что хочет написать ее портрет и она остановилась. Ни протеста, ни заинтересованности нет в ее лице, страдания тоже нет, только легкая досада и безнадежность. Как сорняки под ногами она существует в этой жизни покорно принимая удары судьбы на свои маленькие плечи и не ожидая сострадания от людей.

Но само по себе отражение такой правды и есть личное отношение художника к существующему государственному строю и мощный протест против него. Портрет прекрасно написан — широко и свободно. Удивительный по колориту, он тонко и точно проработан по сочетанию красок розово-малиновых и зеленовато-серых тонов. Он весь словно наполнен воздухом. Репин использовал все свое знание пленэрной живописи.

Поделиться