Николай Ге «Вестники Воскресения», 1867

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Реализм

В письме писателю Н. Г. Гарину Ге так описал её содержание: «Мария Магдалина стала заревом иного света, встречая у самого источника мрачный образ тьмы, уже сравнением вступает в борьбу и тем самым начинает ряд побед — историю свободы человека, венчанную в воскресении сына человеческого». Художник снова мыслит свою композицию в категориях света и мрака, однако здесь он пошёл дальше по пути преодоления академической выучки, результатом чего стали непонимание и оскорбительные отзывы о картине, опередившей на пару десятилетий появление символизма в европейской живописи.

Картина буквально поделена на две явные части. В верхнем углу по черствой земле бредет женщина, направляющая вверх свою молитву. Она спешит сообщить всем, что Иисус воскрес, эта новость придаст силы всем упавшим духом христианам. Магдалина гордо волочет свои ноги, несмотря на презрительные взгляды и нехорошие перешептывания. Она словно хочет подняться над землей, обратившись в птицу с крылами. Но за спиной развиваются оборванные ткани и они совершенно не помогут подняться к небесам.

В нижнем углу холста стоят язычники. Они распяли веру христиан в лице Иисуса. Мужчины стояли под крестом и смотрели на мучительные страдания Христа. Их пики были направлены в плоть, они ухмылялись. Сейчас недруги перешептываются, понимая, что их вера падет. Игнорировать воскрешение невозможно, а значит, они оказались на стороне тьмы. Они видят гордую женщину, несущую благую весть.

Поделиться