Владимир Иванович Овчинников «Весна идёт», 1972

Частное собрание, Россия

Реализм, пейзаж

Владимир Овчинников неоднократно работал над пейзажами Старой Ладоги в 1960-е и начале 1970-х годов. Картина «Весна идёт» относится к достаточно позднему периоду творчества художника, написана им за шесть лет до кончины.

Присущее пейзажу «Весна идёт» драматическое начало отмечала Н. В. Васильева. Во вступительной статье к каталогу выставки В. И. Овчинникова 1984 года она писала о работе: «Главы собора устремлены в небо с метущимися тяжёлыми облаками, на фоне которых здание читается весомо и по особому устойчиво. Торжественная возвышенность образа достигается простыми средствами: художник избирает очень низкую точку зрения, что позволяет сделать холм со стоящим на нём собором словно ещё выше и величественнее. Глубокие синие тени на снегу и свинцовые тучи сообщают произведению эмоциональную приподнятость и некоторую напряжённость. В то же время образ достоверен, насыщен приметами времени.»

Примечателен вид, изображенный на картине. Н. К. Рерих назвал его одним из десяти лучших видов России. Церковь Рождества Иоанна Предтечи с приделом св. Параскевы Пятницы и колокольней господствует над всей Старой Ладогой, располагаясь на её северной окраине. Как свидетельствуют источники, нынешний храм был воздвигнут в 1695 году на месте более древнего деревянного. Существующая церковь воздвигнута с глубоким художественным пониманием единства архитектуры и природы. Издали в летние ясные дни кажется, что белоснежный храм будто парит в воздухе между полосой зеленого взгорья и высью синего неба. Это ощущение парения также сумел передать в работе Овчинников, хотя в общем настрое картины превалирует эпичность и даже ноты драматизма.

Поделиться