Александр Николаевич Бенуа «Версальский цикл»

Модерн

Версаль для Александра Бенуа — воплощение гармонического единства человека, природы и искусства. В «гармонии внешних форм жизни» художник видит не поверхностное наслоение, а выражение «культуры человеческого достоинства», то есть начало этическое.

Главный герой картин Бенуа незрим. Это художник, творец Версальского ансамбля. Он — преобразователь природы, режиссер жизни. Он установил тот торжественный лад, которому подчиняется быт эпохи. Еще вернее сказать, что в версальских картинах два героя. Второй — это сам Бенуа, философ и мечтатель, типичный художник «Мира искусства», в котором суетность и хаотичность мещанского быта рождают тягу к красоте, гармонии, величию.

Циклы работ, посвященные Версалю XVII века — резиденции короля Людовика XIV — написаны на основе многочисленных натурных наблюдений. Под влиянием старинных мемуаров, дневников, картин, гравюр, рисунков, стихов и особенно музыки XVII — начала XVIII века в душе художника, по его словам рождаются «смутные, слегка щемящие воспоминания», он прозревает прошлое.

«Версальская серия» — возможность напомнить о том, как много поколений уже видел на своем веку Версальский парк, и тем самым сказать о бессмертии искусства и быстротечности человеческой жизни. Но искусство ни что иное, как одно из проявлений величия человеческого духа.

Поделиться