Лоренцо Лотто «Венера и Купидон», 1520-1530

Метрополитен музей, Нью-Йорк

Венецианская школа

Лотто — один из наиболее интересных, разносторонних и самобытных художников итальянского Чинквеченто. Неизвестны обстоятельства заказа этой работы. Возможно, картина была написана по просьбе племянника художника Марио д’Армано.

В композиции доминирует фигура Венеры (не исключено ее портретное сходство с невестой), голову которой венчает великолепная диадема со свадебной фатой. Раковина, лепестки роз, которые словно только что опустились на ее лоно, и мирт являются классическими символами, идентифицирующими богиню. Другие детали композиции ассоциируются с любовью и верностью: миртовая гирлянда и кадильница, красный покров, плющ. Купидон писает через миртовый венок, что означает пожелания плодовитости и счастливой судьбы союзу.
На первом плане изображена змея, почти невидимая среди складок драпировки, на которых возлежит Венера. Некоторые склонны ассоциировать ее с чувством ревности. Но согласно древним верованиям эта рептилия являлась фаллическим символом, связанной с Матерью-землей, и является здесь аллегорий счастья и плодовитости.

На втором плане, за головой Венеры, обращают на себя внимание ростки плюща, обвившего дерево. Главными характеристиками вьющихся растений является то, что они вечнозеленые и растут, «обнимая» стволы деревьев. Плющ ассоциировался с проявлениями любви и дружбы, став символом верности и вечной любви.

Художнику удалось удивительным образом отобразить дерзкую экспрессию и лукавство Купидона. На голове верного спутника Венеры — венок из мирта (священного для богини растения), почитавшегося в древности как символ плодородия. Это толкование поддерживается здесь и жестом божественного мальчика, знаменующим счастливый и плодотворный союз.

Поделиться