Каспар Давид Фридрих «Вацманн», 1824—1825

Старая национальная галерея, Берлин

Романтизм

В основу пейзажа лег этюд с натуры, написанный учеником Фридриха Августом Генрихом во время путешествия на гору Вацманн, которое он совершил незадолго до смерти в 1822 году. Однако, сравнивая картину Фридриха с этюдом, можно заметить, что мастер схематизировал композицию с помощью геометрических обобщений и значительно увеличил размер горы. Вторая запечатленная здесь вершина — это гора Эрдберкопф в Гарце, эскиз которой сам Фридрих сделал с натуры в 1811 году.

В процессе работы над картинами Фридрих часто обращается к эскизам, выполненным раньше, а также к своей фантазии художника. Такой подход объясняет, почему в его пейзажах иногда встречаются элементы и формы природы, которых никогда не было в действительности, что мы и видим в картине «Вацманн». За скалами на переднем плане видны долины, покрытые богатой растительностью — пейзаж не реальный, однако здесь нет ошибки художника, как раз наоборот — композиция картины выстроена четко. Система поднимающихся вверх диагоналей, определяемая склонами гор, позволяет зрителю совершить «восхождение» — от цветов и деревьев, которые живут и умирают, к заснеженным вершинам гор, символизирующим вечность. Игра светотеней на переднем плане — аллегорическое воплощение мирской суеты, расщелины и обрывы — это интриги и опасности на жизненном пути, а ель в центре — символ никогда не иссякающей веры. По мере чередования планов от ближнего к дальнему внимание зрителя все больше концентрируется на самой высокой точке — вершине покоя и духовности. Картина «Вацманн» еще раз доказывает, что пейзажи Фридриха — не просто отображение природы, основанное на точном её воспроизведении, а оригинальное творение, раскрывающее внутренний мир художника.

Поделиться