Джованни Баттиста «Триумф Мария», 1729

Полотно больших размеров относится к серии из десяти картин, посвященных известным эпизодам истории античного Рима и предназначенных для роскошного зала в Ка’Дольфин, венецианской резиденции патриарха Аквилеи Дионисио Дольфина. Картины, заключенные в рамы, выполненные в технике trompe-l’oeil (дословно «обман зрения»), позже в 1870 г., покинули стены дворца. В Метрополитен-музее хранятся еще два произведения этой серии — «Взятие Карфагена» и «Битва при Верчелли». Другие же семь разделили между собой Санкт-Петербург и Вена.

Полотно изображает приведенного пленником в цепях в Рим нумидийского царя Югурта, повержен наконец в 107 г. до н. э. Гаем Марием после жестокой войны, длившейся шесть лет. Сцена представлена с соблюдением правил античного римского церемониала: триумф был одной из наивысших почестей, оказываемых сенатом полководцу-победителю, который, сопровождаемый знаками военного отличия и военными трофеями, проезжал по улицам Рима на пышной колеснице, запряженной белым конями.

Это произведение является переходным в творчестве художника, отражая и юношеский период, и стиль зрелого мастера: дух напыщенности и высокопарности сцены обогащен световым решением, гармонично объединяющим фигуры и окружение, и великолепным чувством цвета, почерпнутым художником в венецианской художественной культуре XVI в., особенно в творчестве Веронезе. В левой части полотна, перед воином, несущим факел, Тьеполо изобразил самого себя.

http://muzei-mira.com

Поделиться