Эдвард «Созревание», 1894

Национальная галерея, Осло

На картине изображена худенькая обнаженная девочка лет четырнадцати, сидящая, скрестив руки на коленях, на неприбранной постели. Комната залита светом, но фигура девочки отбрасывает на стену непропорционально большую и темную тень. Критики отмечали исходящее от этой тени ощущение угрозы, а также ее «фаллическую» форму. Это внутреннее напряжение усиливается позой девочки, обхватившей руками колени, словно пытаясь защититься от собственной пробуждающейся сексуальности, и пристально-настороженным взглядом ее широко открытых глаз.

Ульрих Бишофф отмечает, что «в период работы Мунка над этой картиной в моду вошли полотна с юными натурщицами, оставлявшие привкус легкой непристойности, однако зловещая тень в сочетании с хрупкой нежностью девочки совершенно исключает подобное истолкование картины Мунка».

Такое сочетание мотивов сексуальности и угрозы, тревоги в целом характерно для творчества Мунка, воспринимавшего половое чувство как могучую, но темную и опасную для человека силу; Бишофф отмечает, что «Созревание» во многом предвосхитило его знаменитый «Фриз жизни», где темы сексуальности и страха стали центральными.

Работу над первыми картинами «Фриза» Мунк начал еще в начале 1890-x годов, но «Созревание» в него не вошло и впервые было выставлено на отдельной выставке в 1895 году. По сообщению биографа Мунка Атле Нэсса, на выставке эта картина спровоцировала небольшой скандал: тени, проложенные по ногам девочки, были красноватого оттенка, и некоторые приняли эти пятна за менструальную кровь. Смущенный Мунк, не предполагавший такой интерпретации, впоследствии переработал картину.

Как и многие другие картины Мунка, «Созревание» существует в нескольких вариантах, включая рисунки и гравюру.

Поделиться