Пьер Сесиль Пюви де Шаванн «Сострадание», 1887

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

Символизм

В картине «Сострадание» (1887) Пюви де Шаванн изобразил встречу отчаяв­шейся падшей женщины, символизирующей раскаяние, с монахиней, суть которой милосердие. Ощущение неподвижности и величавости, многозначительной тишины достигается упрощенностью и лаконичностью художественного языка. Пюви де Шаванн не пытается поучать своим искусством, но прежде всего внушает зрителю свое настроение при помощи красок и линий. Художник пытается постичь скрытое от обычного взгляда состояние природы и человеческой души. При своих небольших размерах произведение воспринимается монументальным, похожим на фрес­ку. Пюви де Шаванн был одним из первых живописцев своего времени, стремившихся воз­родить монументальную живопись в рамках станковой картины. Именно так были созданы его панно «История Св. Женевьевы» для парижского Пантеона. К этой же тенденции примыкает и картина «Сострадание». Известно утвержде­ние художника, что «истинная роль живописи — одухотворение стен».

Поделиться