Мэри Кассат «Сара, держащая кота», 1908

Частная коллекция

Импрессионизм

Мэри Кассат написала «Сару, держащую котенка» между 1907 и 1908 годами, во время своего последнего и самого серьезного исследования темы одинокого ребенка. В ходе пересмотра своего подхода к теме матери и дитя Кассат приступила к серии пастелей, рисунков и картин в технике сухой иглы, которая заняла ее всю оставшуюся карьеру. До этого она много раз рисовала детей, но каждый раз это были либо портретные заказы, либо результат ее контактов с юными племянницами и племянниками. Новая серия, похоже, не имела подобной мотивации. «Сара, держащая котенка» — это трогательное изображение чувствительной связи молодой девушки со своим кошачьим компаньоном, а также превосходный пример зрелых работ Кассат с детьми. 1901-й год знаменует собой заметный сдвиг в стиле Кассат, в значительной степени обусловленный ее поездками со своими близкими друзьями, богатыми американскими коллекционерами Луизиной и Генри Хэвемайер. Кассатт начала работать в тесном сотрудничестве в качестве художественного советника пары в 1890-е годы, помогая коллекционерам в их усилиях по приобретению работ как исторических, так и современных мастеров. Весной 1901 года супруги пригласили Кассат отправиться с ними в Италию и Испанию в поисках важных картин XVI и XVII веков. Возобновленное знакомство художницы с такими произведениями, как работы Тициана, Эль Греко и Сандро Бернини, стало не только катализатором ее творчества, но и стилистических изменений, которые будут очевидны на протяжении всей ее карьеры. Так, работа «Сара, держащая котенка» демонстрирует повышенное внимание к ткани и текстуре на тщательно проработанном и полном жизни полотне Кассат. После 1901 года художница предпочитала использовать в качестве моделей детей из Мениль-Терибю, небольшой деревни, расположенной недалеко от ее загородного дома в Уазе. Одной из них была Сара, молодая золотоволосая девушка, которая благодаря своему добродушному лицу, узнаваемым чертам и учтивому поведению стала любимой моделью Кассат в эти годы. Стоит отметить, что работы этого периода являются композициями, а не портретами, пытающимися достичь интимности и близости с изображенными моделями, как это было в более ранних семейных портретах. Помимо этого Кассат более тщательно относилась к построению сцены, работая исключительно в мастерской и пренебрегая случайными наблюдениями или спонтанно организованными сюжетами. В дополнение к теме одинокого ребенка «Сара, держащая котенка» также затрагивает еще один лейтмотив творчества Кассат, а именно материнство. В настоящей работе молодая девушка имитирует нежные материнские объятия младенца, заменив последнего котенком; в ее взгляде прослеживаются «нотки» заботы, присущие детям при игре в «дочки-матери». Стилистическая зрелость поздних работ Кассат, прекрасным примером которых является эта картина, встретила широкое признание критиков, дилеров и коллекционеров по обе стороны Атлантики. Международное признание художницы в этот период свидетельствовало о том, что несмотря на то, что она работала во Франции на протяжении всей своей карьеры, ее искусство действительно выражало жизнеспособность, характеризующую крепкий американский темперамент ее эпохи. Она сплавила эти родственные качества с глубокой оценкой и знанием французских традиций живописи, значительно обогатив собственную жизнь и искусство.

Поделиться