Хуго Симберг «Сад смерти», 1896

Галерея Атенеум, Хельсинки

Символизм

Одним из излюбленных сюжетов Симберга был «Сад Смерти». Художник выполнил это произведение в нескольких вариантах, из которых наиболее известны акварель 1896 года в галерее Атенеум и фреска в кафедральном соборе Тампере (1904-06).

Фигуры Смерти (три скелета в чёрных одеяниях), намеренно плоские, заняты сортировкой человеческих душ в чистилище, изображённых как растения. Произведение стилизовано почти до примитивизма. Сюжет акварели восходит к средневековой традиции, а примитивный стиль должен напоминать о работах мастеров готики. Сухой жёлтый песок окружает сад и создаёт фон для акварели (в варианте фрески жёлтый цвет существенно разбавлен зелёным).
Человеческие души изображены в виде растений, нуждающихся в постоянном уходе, и сад представлен как место, где Смерть может выразить свои чувства. По одной из интерпретаций, Смерть является другим лицом любви, а цветы столь хрупки, что не могут выдержать воздействия этого чувства.

Поделиться