Амедео Модильяни «Рыжеволосая девушка в вечернем платье», 1918

Фонд Барнса, США

Экспрессионизм

Амедео Модильяни создал ряд портретов, моделями для которых выступили рыжеволосые девушки. А может это была одна и та же девушка — в случае с Модильяни сложно ответить на этот вопрос, так как живописец мало уделял внимание конкретному сходству с портретируемым героем, считая, что важнее всего уловить внутреннюю суть.

Яркая модель с рыжими волосами, как художественный образ, не могла не привлечь мастера, ведь Модильяни не раз утверждал, что цвет — это раскалённая огненная лава, пролитая на бумагу или холст. Медноволосая героиня годится для иллюстрации этого поэтического тезиса как нельзя лучше.

На полотне мы видим утончённую даму с прекрасной фигурой и белой аристократической кожей. Поза её вальяжна и раскована. Она расположилась на кресле, которое Модильяни изображает несколько схематично и эскизно, опираясь предплечьем на спинку. Руки героини безвольно и расслаблено опущены вниз, к подолу платья. Вечерний наряд выглядит пикантно, если не сказать сексуально — плечи открыты, чёрный лиф делает акцент и на глубоком декольте, и на тонкой талии модели. Пышная юбка добавляет женственности. Перед нами дама не из самых богатых слоёв (чувствуется некоторая небрежность в образе, также можно заметить отсутствие украшений), одетая для вечернего выхода и будто не испытывающая по этому поводу большого энтузиазма. Скорее, она немного скучает.

Редкий случай в портретах живописца — Модильяни не делает утрированного удлинения шеи своей модели. Она выглядит вполне обычно, разве что лицо немного вытянуто. Взгляд сразу ловит огненно-рыжие волосы, собранные в высокую причёску, немного неряшливую — несколько непослушных прядей спускаются на её высокий лоб. Ещё один редкий момент — глаза у героини прорисованы вполне отчётливо. Пристальный взгляд сквозь прищуренные веки устремлён прямо на зрителя. Она будто бросает вызов всем кто её разглядывает. Губы мастер пишет асимметрично, оттого лицо девушки передаёт снисходительно-капризные эмоции.

Открытые участки тела Модильяни обводит довольно жирной чёрной линией (особенно это заметно в области рук), чтобы силуэт как можно рельефнее выступал из фона картины. Фон художник пишет широкими, размашистыми мазками, противопоставляя детально выписанной героине. Стена представляет собой сочетание голубых, синих и белых тонов, которые словно искрятся в своих частых неаккуратных переливах. Сверху стены, в правой её части, можно заметить небольшой по размеру автограф живописца.

Поделиться