Николай Ефимович «Русская зима. Иней», 1969

В художественном наследии Н. Е. Тимкова картине «Русская зима. Иней» принадлежит особое место. Не случайно на крупнейшей и последней прижизненной выставке, открытой в 1993 году в залах Санкт-Петербургского Союза художников, автор поместил её в центре экспозиции. На картине изображен берег реки Мсты у деревни Валентиновка на «Академичке», где с середины 1960-х находилась, по выражению искусствоведа М. Эткинда, «главная пейзажная мастерская» Тимкова. Старые тополя под пушистыми снеговыми шапками в голубоватом инее переданы как воплощение красоты и величия русской природы. В картине, пожалуй, впервые столь отчетливо и убедительно проявилось новое качество в живописи художника — монументальность образного решения, возникшее после поездки годом ранее на Урал. Определённую роль в этом движении навстречу декоративности сыграл интерес, с которым Тимков следил за творчеством современников, особо выделяя среди них молодую владимирскую школу пейзажистов.

Впервые работа «Русская зима. Иней» экспонировалась в 1976 году на четвёртой персональной выставке произведений Н. Е. Тимкова в Ленинградском Союзе художников. Отмечая картину «Русская зима», сюжет которой был увиден автором на Академической даче, известный искусствовед И. Г. Романычева, автор книги «Академическая дача. История и традиции», писала в развёрнутой рецензии на выставку художника в номере «Вечернего Ленинграда» от 18 мая 1976 года: «Тимков нашёл свой композиционный строй — вытянутость картин по горизонтали, высокая точка зрения, контурность линий, музыкальных, подвижных, что придаёт величавость образу русского Севера». В 1982 году картина была представлена в Москве на выставке произведений Н. Е. Тимкова в залах Московского дома художника на Кузнецком мосту, показанной затем в Военно-Воздушной академии имени Ю. А. Гагарина и в Звёздном городке. В 1994 картина демонстрировалась в Понт Одемере (Pont-Audemer), Франция, на выставке произведений из фондов Санкт-Петербургского Союза художников.

Поделиться