Билл Стоунхэм «Руки противятся ему», 1972

Если вам эта картина ещё не попадалась, то для чистоты эксперимента смотрите минут пять, не отрываясь.
Что до тех, кто уже успел испытать «удовольствие» от картины, надеюсь, тоже не останутся в стороне.

«Началось всё в 1972, когда картина была нарисована Биллом Стоунхэмом по старой фотографии, где он был сфотографирован в пятилетнем возрасте и найденной в Чикагском доме, где он жил в то время.

Впервые картина была показана владельцу и искусствоведу Лос-Анжелес Таймс, которой после этого скончался. Может быть, это было совпадением, а может, и нет. Затем картина была приобретена актером Джоном Марли (умер в 1984 году).
Далее начинается самое интересное. Картину обнаружили на свалке среди груды мусора. Семья нашедшая ее принесла домой и уже в первую ночь маленькая четырехлетняя дочка прибежала в спальню родителей с криками, что дети на картине дерутся. На следующую ночь, что дети на картине были за дверью. В следующую ночь глава семейства поставил видеокамеру на включение по движению в комнате, где висела картина. Видеокамера сработала несколько раз.
Картина была выставлена на интернет-аукционе eBay. Вскоре на почтовые адреса администраторов eBay стали приходить тревожные письма с жалобами на ухудшение самочувствия, потерю сознания и даже сердечные приступы. На eBay стояло предупреждение, но народ, как известно, любопытный и многие пренебрегли предупреждением. Картина была продана за 1025 USD, начальная цена составляла 199 USD».
Это было бы концом истории, но письма стали приходить теперь на адрес Смита. Многие из них были, как и раньше, с рассказами о плохом самочувствие после просмотра картины, но были и те, кто писали о зле, исходившем от нее.
Другие требовали просто сжечь ее. Ему предложили услуги даже Эд и Лоррэйн Уоррены, известные, как изгоняющие демонов в Амитвильском доме в 1979 году. Некоторые даже вспоминали известное убийство Сатилло в лесных холмах штата Калифорния. Призраки двух детей, как говорят, часто посещают дом на холмах.
Экстрасенсы утверждали: «Мы видели мальчика. Он носил легкую футболку и шорты. Его сестра была всегда в тени. Он, казалось, защищал ее. Их звали Томом и Лаурой и они как две капли похожи на детей изображенных на картине.»

Свет, направленный на лица детей — нечто вроде взгляда вглубь себя. От света (ясного) к наиболее тёмному (скрытого). Ты видишь себя в раннем детстве, силишься вспомнить его (напряжённое лицо мальчика), но сталкиваешься с некой стеной (стеклянная дверь), за которой простирается сплошная тьма бессознательного. Автор прямо говорит о снах, что, по сути, и увлекает нас на дно человеческой личности.
Детские ручки в темноте не просто так скребут и упираются в стекло. Важно, что мальчик повёрнут к ним спиной. Чудится, будто о руках, о тьме, о двери он и думает. Персонажа это пространство позади заставляет мучительно думать. Его высокий лоб — символ мысли, разума. Угрюмое лицо свидетельствует о чём-то мрачном, обречённом, грустном и злом. Мальчик морщится, глаз его почти не видно, и это заставляет искать сверлящий взгляд. Наклонённая вперёд голова усиливает эффект, приковывает внимание. Ссутуленный ребёнок вглядывается в нас, хотя, кажется, что должен смотреть назад. Это равнодушие говорит о некоем пугающем принятии вещей, и без того, ужасных по внешнему виду.
Мальчик на картине подчёркнуто живой (яркие цвета кожи и одежды контрастируют с окружающей обстановкой), то кукла с боку от него мертва и жива одновременно. Такой противоестественный образ тоже пугает, что, заметьте, часто используется в жанре ужасов (вспомним многочисленных кукол-убийц из кино). У куклы зияющие дырки вместо глаз, сползает рот, в ногах зияют щели, но пальцы удерживают нечто (как мне показалось, бутылочку), руки в напряжённой позе, стоит прямо. Выходит, кукла тоже персонаж картины, что отталкивает, подсознательно сбивает с толку.
Обратите внимание, платье и штанишки «детей» раздуты и не чем-то, а ветерком со спины. Это не сразу заметно, но есть тонкая щель в проёме двери, и оттуда явно веет сквозняком. Приглядитесь.
Если мальчик стоит прямо и смотрит на нас, то девочка развернулась в полоборота, будто приглашает зрителя туда, в темноту. Холод, ночь. Луна не просто так висит в небе. Она убывает, скрывается в тени. Это затмение – неосознанный архетип чего-то сокрытого, тайного, чужого.
Пространство позади и пустое, и заполненное разом. Чьи-то ручки упираются, а мальчик, кажется, пытается усилием воли открыть дверь, заглянуть с нашей помощью в самую тьму. И дверь приоткрывается…

Такая вот картина. Добавлю, что история о ней превратилась в городской миф, который художник не без удовольствия подогревает.
Итак, что скажете? Поделитесь впечатлениями.

Поделиться