Питер Пауль Рубенс «Прометей прикованный», 1612

Художественный музей, Филадельфия

Барокко

Мифологические сюжеты всегда интересовали живописца Рубенса. Волшебной силой цвета и линии он стремился оживить историю, пришедшую к нам в виде мифов, историй уважаемых, но лишённых всяких научных подтверждений. Таким образом, Рубенс как будто бы утверждал достоверность произошедшего, создавая свои живописные свидетельства, очень реалистичные и эмоциональные.

Прометей – титан, который навлёк на себя гнев Зевса. Втайне от величайшего позволения Зевса, Прометей передал огонь людям, за что был обречён на вечные муки – был прикован к скале, куда каждый день прилетал орёл, чтобы выклевать у него печень. На следующий день у страдальца отрастала новая печень, и мучения несчастного Прометея начинались заново.

Момент, когда орёл выклёвывает печень, изобразил Рубенс. Мастер филигранно изображать человеческие тела, и здесь Рубенс прибёг к этому своему умению. Зритель не видит искажённое болью лицо Прометея – орёл закрыл его когтистой лапой. Однако по тому, как сильно напряжены его мускулы, вздыбливающиеся на красивом атлетическом теле, несложно догадаться, что испытывает титан. Мы видим, как хочет увернуться Прометей от острого клюва, причиняющего боль, но все усилия тщетны – цепи накрепко сковали его руки.

Вся картина решена в мрачных тонах – обилие чёрного, тёмно-коричневого с редкими проблесками голубого производит очень эмоциональное воздействие. Однако во всём полотне чувствуется такая патетика, могучая сила и борьба – герой не ждёт смиренно своей участи, которая ему известна, а неустанно борется и с птицей и со своей карой. Дорубенсовская живопись никогда не притворяла таких могучих чувств, тяготея больше либо к интимности в светских картинах, либо строго следуя за академическими канонами в полотнах на религиозную тематику.

Поделиться