Константин Бранкузи «Поцелуй», 1907

Художественный музей, Крайова

Скульптура

Абстракционизм

Румынский скульптор-абстракционист Константин Бранкузи (Брынкуши) (1876-1957) на ранней стадии творчества создавал реалистические портреты (камень, гипс), однако вскоре увлекся стилем модерн, декоративизмом формы, передачей светотеневой вибрации. В 1907 в его искусстве произошел перелом: от техники ваяния по моделям он перешел к непосредственной работе в материале (камень и дерево), а от реалистического портретирования — к отвлеченным темам и геометризированным формам.

Скульптура «Поцелуй» (1907) явилась, по признанию Бранкузи, его «путем в Дамаск»: став своеобразным логотипом творчества мастера, она обозначила разрыв как с академической традицией, так и с искусством рубежа веков: целующаяся пара в виде малорасчлененного блока известняка с прорисью на нем волос и глаз заложила основы авангардного языка в европейской скульптуре.

Интерес к геометрически упрощенной, восходящей к архаике форме и емкая образность, проявившиеся в этом произведении, стали характерными чертами искусства Бранкузи.

Поделиться