Пабло Пикассо «Портрет Ольги Пикассо», 1922-1923
Классический период
Портрет Ольги Пикассо – это вовсе не абстрактная живопись, но некоторая схематичность в нём, всё же, прослеживается. Нетщательно выписанные волосы и мех на воротнике, неглубокие светотени, хотя они, конечно, присутствуют и создают настроение, расплывчатые очертания браслета на руке Ольги – всё это уводит зрителя от деталей, подводя его к главному – общему настрою полотна. Его идея – это задумчивость.
Прекрасная Ольга о чём-то грезит или пытается поймать мысль. Вот-вот она вспыхнет искоркой в сознании молодой женщины, и та покинет своё кресло, вспорхнув с него, как синий мотылёк. Видно, какие у неё точёные руки, и сейчас она застыла, словно великолепная античная статуя из мрамора.
Упрощённость изображения – всё же не помеха тому, чтобы образ казался необычайно живым. Момент задумчивости, взор, направленный в никуда так присущи человеку искусства, а Ольга была таковой. Лёгкий наклон головы, но удивительно ровная спина, положение рук – всё это выдаёт в супруге художника балерину. Есть в образе и кротость, свойственная русской женщине тех лет. Искусство, поистине, не имеет границ.