Аньоло Бронзино «Портрет Элеоноры Толедской с сыном», 1545

Галерея Уффици, Флоренция

Маньеризм

На двойном портрете изображены супруга великого герцога Тосканы Козимо I Медичи Элеонора Толедская со своим сыном Джованни.

На портрете в три четверти Элеонора изображена сидя, несколько повернувшись влево, однако взгляд её направлен прямо на зрителя. Её левая рука покоится на складках тяжёлого платья, правой она обнимает за плечи своего маленького трёхлетнего сына, смотрящего мечтательно-отсутствующим взглядом. Джованни одет в простое детское платье без украшений из тёмно-синего с золотом шелка, из-под которого выглядывают расшитый золотом воротничок и складки на рукавах его нижней рубашки.

Его мать, напротив, одета в роскошное платье из парчи, украшенное жемчугом, которое эффектно оттеняется лазурным фоном картины. Фоновая синева становится несколько бледнее у головы Элеоноры и превращается в подобие светящегося нимба, который добавляет возвышенности её благородному облику. Тёмные волосы женщины уложены в строгую причёску с пробором посередине и удерживаются жемчужной сеткой. В ушах у Элеоноры серёжки тоже из жемчуга, только каплевидной формы.

Платье Элеоноры из белого шелка с арабесковым узором из бархата и необычным гранатовым узором из золотой парчи плотно облегает верхнюю часть её тела. Жёсткая форма рукавов с декоративными разрезами привлекает внимание к линии плеча. Прямой вырез декольте прикрывает плетение из парчового шнура и жемчуга, гармонирующее с сеткой в волосах герцогини. На талии у Элеоноры тяжёлая золотая цепочка с кисточкой на конце, на которую плотно набраны жемчужины. На груди Элеоноры два жемчужных ожерелья: одно опускается до середины груди, а другое, короткое, украшено кулоном из крупного обработанного топаза и каплевидной жемчужины. Ткань для платья была изготовлена по испанским образцам на мануфактуре Медичи во Флоренции. Так, как бы между прочим, эффектно демонстрируются возможности местной текстильной промышленности.

Лицо Элеоноры абсолютно пропорциональное и безупречное, как и цвет её кожи. Жёсткое платье скрывает формы женского тела, но также как и форма лица приближена к овалу, так и верхняя часть тела стремится к геометричности форм. В духе маньеризма пропорции тела несколько удлинены. Очевидно, что смысл парадного портрета заключался в изображении идеального образа, а не в точном портретном сходстве.

При всем великолепии драгоценностей и одеяния, королевской роскоши парчи, приглушённой холодными тонами чёрного, белого и бронзового, портрет Элеоноры излучает сдержанность, достоинство и спокойную уверенность знатного дома Медичи в своей силе.

Щедрое использование лазури, ценного живописного материала, почти натюрмортная точность в изображении драгоценного одеяния с приковывающим взгляд гранатовым узором по центру, этим античным символом полноты жизни и плодородия, и, наконец, присутствие мальчика на полотне — все это явные и скрытые намёки на богатство, благополучие и власть семьи Медичи во Флоренции.

Поделиться