Джексон Поллок «Осенний ритм (Номер 30)», 1950

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Абстрактный экспрессионизм

«Осенний ритм» — с его завораживающим переплетением цветных линий, с его мерцающей прозрачностью и глубиной — ярчайший пример новой эстетики, провозглашенной американским художником. Такие картины трактовали по-разному. Одни называли их «бредом», другие видели в них развитие традиций, заложенных Пикассо (однажды Поллока назвали «растаявшим Пикассо») и Кандинским, третьи обнаружили в них рождение «большого стиля большой страны», воплощение ее силы, свободолюбия, размаха.

Но остается проблема «понимания». Искусство не живет в безвоздушном пространстве, оно требует сочувствия, ответа. Вопрос: как «понимать» подобное творчество? «Осенний ритм», несомненно, завораживает, как бы втягивает в себя зрителя, влечет своей странной музыкой. И это уже есть ответ на поставленный вопрос. Картины Поллока помогают человеку обнаружить внутри себя тайное, закрытое дневным сознанием, и поэтому не требуют традиционного «понимания» — они и открываются лишь на уровне этого душевного «подполья», живущего своей жизнью в каждом из нас.

Поделиться