Борис Михайлович Кустодиев «Осень в провинции. Чаепитие», 1926

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Модерн

Полотно Кустодиева изображает умиротворённый неспешный быт купеческой семьи. «Осень в провинции. Чаепитие» написана масляными красками, но полотно создает эффект акварельной зарисовки. Только цвета непривычно для акварели яркие, звенящие, тонально резкие, сильно акцентирующие зрительское внимание на себе, обостряя восприятие, усиливая эмоцию тепла от осенних красок, уходящих дней летнего зноя.

Две купчихи неспешно пьют чай. Атмосфера особого купеческого быта, достатка читается во всём: и в пышных нарядах купчих, и в щедро убранном к чаепитию застолье. Средний, основной план выписан менее подробно, условно. Главное – это цвет, особое пространство провинциального городка, где редко проезжают запряжённые экипажи, свободно прохаживаются гуси и куры, играют дети, а булочная и иные бакалеи неспешно ведут свою тихую торговлю. Дальний план уже традиционно представляет собой образ церкви на фоне неба, затянутого осенними плотными облаками. Лишь сине-лиловые тонкие тени подчёркивают контуры облаков. Пространство неба показано фрагментарно, своего рода в обрамлении яркой, жгучей осенней листвы. Красные, жёлтые, пламенно-рыжие краски крон деревьев, несмотря на осеннее настроение, постепенное угасание летних разноцветных дней, выступают точно утверждение красоты жизни во всех её обильных, множественных образах.

Поделиться