Фёдор Павлович Решетников «Опять двойка», 1952

Государственная Третьяковская Галерея Москва, Россия

Социалистический реализм

В конце 1940-х — начале 1950-х годов Решетников Федор Павлович написал ряд работ, посвященных детской тематике. Картина Опять двойка, входившая в этот цикл, стала хрестоматийной.

По словам художника, первоначальный замысел произведения был совершенно иным — «Опять пятерка». Разрабатывая содержание будущей картины, Федор Павлович посещал школьные уроки, наблюдал реакции учеников. Однажды отличник не справился с ответом и получил неуд. Этот эпизод подтолкнул его к мысли изменения направления творческого поиска.

Композиция персонажей картины представляет собой некий треугольник. Его вершиной является, расположенная в интерьере на стене под календарем репродукция более раннего произведения художника Прибыл на каникулы. Прибегая к помощи этой говорящей детали, Решетников показывает положительный типаж, к которому должен стремиться главный герой картины Опять двойка. Через окно на дальнем плане льется мягкий дневной свет. Это окно символизирует, согласно доктрине социалистического реализма, надежду на светлое будущее

Поделиться