Андреа Мантенья «Моление о чаше», 1455

Национальная галерея, Лондон

Итальянское Возрождение

Перед нами один из самых драматичных евангельских сюжетов. Спаситель со своими любимыми учениками удалился для молитвы. Но спят ученики. Вдали уже виден Иуда, ведущий стражников. В отчаянии обращается Христос к Отцу с просьбой избавить его от страданий. Но Ангелы небесные, явившиеся для сообщения Высшей Воли, протягивают крест, как символ грядущих страданий.
Сон в христианской идеологии — духовная смерть. Кролики, которыми изобилует картина — символ робости и плотских утех. Спящие апостолы оставили своего Учителя. У ног их группа кроликов, спокойно грызущих нечто съедобное. От самого Спасителя кролики убегают. Символизируя тем самым, что Божье начало в Спасителе побеждает человеческое, ученики же поддались именно человеческим слабостям.
Работа написана точно и предельно ясно. Смелые мазки, творческое использование перспективы и обилие символов наполняют работу атмосферой тревоги и недоброго предчувствия.

Фантастические горы, символическое изображение Иерусалима, голые деревья, нависающее тяжелое небо — каждая деталь не случайна. Черный ворон, сидящий на ветке безжизненного дерева, ждет своего часа…

Поделиться