Лукас Кранах Старший «Меланхолия», 1532

Государственный музей искусств, Копенгаген

Возрождение

Как и множество картин XVI века, «Меланхолия» была написана маслом на доске. В Северной Европе обычно использовали дуб, однако в мастерской Кранаха часто писали на буке. На дерево нанесена грунтовка из мела и клея, на которой нарисован набросок картины. Кранах часто начинал писать разные части картин различными оттенками серого, поверх которых наносилось несколько слоёв более или менее прозрачных красок. Для «Меланхолии» характерен отличительный стиль Кранаха, который удалось сохранить, несмотря на то что под руководством художника могло работать множество помощников, каждый из которых был ответственен за определённый этап изготовления картины.

На картине изображены три обнажённых младенца, которые с помощью палочек пытаются прокатить большой шар через обруч. Погружённая в размышления крылатая женщина строгает прут, возможно, собираясь сделать ещё один обруч. Она и является персонификацией меланхолии аналогично крылатому гению с одноимённой гравюры Дюрера, написанной за 18 лет до картины Кранаха. По представлениям эпохи Возрождения весь мир был основан на аналогиях. Так, меланхолия в то время ассоциировалась с Сатурном, собакой, плотничным делом. Многие детали картины являются отсылкой к этим аналогиям: и скачка ведьм в чёрном облаке, и войско, в котором солдаты падают с коней.

Поделиться