Сальвадор Дали «Ласточкин хвост», 1983

Театр-музей Дали, Фигерас, Испания

Сюрреализм

Завершением творчества Дали стала картина «Ласточкин хвост» — незамысловатая каллиграфическая работа, незапоминающаяся и невыразительная. Так может показаться обычному обывателю. Но Дали не писал простых вещей, они были ему чужды. Сюжет работы был навеян теорией катастроф.

Тема катастрофы всегда была близка Дали — достаточно было взглянуть на его полотна. Казалось бы, и колорит приятный, и удивительное знание анатомии — но все это в сочетании представляло из себя нечто загадочное, а иногда и устрашающее. «Ласточкин хвост» соединил в себе труды французского математика Рене Тома в области теории катастроф и личное мировосприятие художника. Надо сказать, что ласточкин хвост по определению — это нерегулярная поверхность в трёхмерном пространстве, которая записана даже формулой.

Вот Дали и изобразил эту формулу: мы видим кубическую параболу, стилизованные знаки интеграла и фрагменты музыкальных инструментов. На первый взгляд картина кажется суховатой и чересчур рациональной. Но задумайтесь: слишком уж похож тот лоскут такни, на которое нанесено изображение формулы, на плат (мандилион) с ликом Христа. Его часто изображают на иконах. О чем это говорит? О том, что надо «зрить в корень», смотреть и видеть, слушать и слышать.

Работа была закончена в 1983 году. Вся жизнь Сальвадора Дали была сплошной мистификацией, и даже последней его картиной стала загадка, которую будут пытаться разгадать будущие поколения.

Поделиться