Николай «Капли жизни» и «Жемчуг исканий», 1924

На вершинах Гималаев, среди беспределььных просторов, Рерих прикоснулся к вечному дыханию жизни и ее космическим тайнам. В 1924 были написаны два близких по настроению полотна — Капли жизни (Музей Николая Рериха, Нью-Йорк) и Жемчуг исканий (Музей Николая Рериха, Нью-Йорк). На первой из них погруженная в думы девушка ожидает на краю горного утеса, когда чистая вода родника наполнит ее кувшин. Так и душа человека должна очиститься, утончиться и наполниться чистой водой духовного знания, прежде чем станут доступны для ее постижения великие смыслы бытия. Серебряная струйка родника напоминает жемчужное ожерелье в руках Гуру (Учителя) с картины «Жемчуг исканий». Ожерелье в мировой символике означает вечность. Вечен дух человека, который, как нить, связует все его воплощения (бусины) в земной жизни (восточная доктрина перевоплощения). Известно, что образование жемчуга происходит в живом организме — и это длительный процесс. Так и человек, преодолевая жизненные испьггания, обретает новые качества, сущность его постепенно одухотворяется и становится сияющей, как переливающийся блеск перламутра. В каждой жемчужине Учитель видит итог долгой и неустанной работы духа ученика. Над собеседниками, за морем облаков, сияет величественная Канченджанга — Гора Пяти Сокровищ. Не оттуда ли пришел Учитель? Не оттуда ли держит путь ученик?

www.tanais.info/

Поделиться